Маленькие чудеса

Как это странно всегда!
Вроде бы взрослые люди,
А в голове - ерунда,
Мечтаем как дети о чуде!
С. Трофимов.

   Зажатые в тисках собственных желаний под навязчивое бурчание агитации и пропаганды из средств массмедиа, озадаченные добычей денег, нет, не средств существования, а  именно "кусочка" роскоши "трохи-трохи, тильки до сэбэ!" - вот образ современных обитателей сверкающих каменных трущоб городского типа. Редко, очень редко, где-нибудь перед сном, мы мельком задумываемся о том: "Кто мы?" и "Зачем  мы?". Переполненные чужими мнениями, озабоченные чужими проблемами, мы похожи на пациентов психбольницы, на микробы, оживляющие  своей суетой "пищеварение" наших городов монстров.  Жара, пыль и сизое зловоние над кирпичными коробками многоэтажек вокруг нас. С новыми технологиями мы стали  доступны для любого "ближнего своего". Бездарные фото в социальных сетях, поверхностные комментарии, суета и неразбериха в мыслях. Сколько знаний обо всем - и все без толку! "... Лектора из передачи, те, кто так или иначе говорят про неудачи и нервируют народ" (В. Высоцкий) благодаря высоким технологиям шпионят за всем миром, утеряв ощущение цели такой слежки. Боже, спаси эти пропащие души, и меня, меня не забудь! 
 
   В последнее время наша жизнь все больше напоминает мне зеркальное болото. Во всем, что окружает - искаженные отражения моей души и последствия ошибок. Личная история -  притягательная ловушка, потребляющая слишком уж много внимания.  Как же сложно разорвать хоть на мгновение этот круговорот проблем и ненужных, по большому счету, хлопот в жизни отдельно взятого человека. Но, слава Богу, есть друзья! Вот и в четверг раздался звонок Олега. Как долгожданный гром среди  иссохшей пустыни прозвучало:
- Там, под Каменском Шахтинским столько маслят! Машину можно под самую крышу грибами набить! 
- Олег, какие маслята в такую жару?
- Сведения из очень надежного источника! Николай там был!
- Хочу! Правда, слишком много всяких "но": машина в ремонте, дома брошены все дела по причине "завала" на работе. Если смогу "срастить"  все эти несовместимые проблемы - еду!
После этого разговора желание отправиться в путь было очень сильным. Мне пришлось  долго упрашивать свою жену - Свету. Путь ведь неблизкий и далеко не безопасный. Только угрозой, что "сдохну в этой суете "дом-работа" мне удалось сдвинуть дело с мертвой точки.
   "Чем меньше сборов, тем успешнее поездка" - все чаще я стал замечать справедливость этого правила. Вот и в этот раз сборы ограничились наспех порубленной колбасой, сваренными яйцами да холодным чаем в термосе. однако, куча мелких неулаженных вопросов мешала поскорее выехать. То нужно заехать в одно место, то в другое, то один небольшой вопрос решить, то другой... Город опускал нас неохотно.
    Как прекрасна утренняя дорога! Она полна надежд на маленькие открытия. Отдаляясь от города чувствуешь себя птицей, чей полет свободен. Только легкий укор совести от оставленных проблем, который затихает с ростом цифирок на индикаторе пробега. Поскольку большинство автомобилистов еще спит, можно прокладывать свой путь с удобной скоростью. Нет пробок. Золотое солнце на востоке, голубой океан над крышей авто и проносящиеся луга "за бортом". 
 - Олег, ты чего там закопался? - Мы встретились в Ростове на кольце Таганрогского шоссе в условленное время, и как только он оказался на переднем сидении нашей "Калины", сразу углубился в изучение планшета. 
- Вот, купил планшет и навигаторы разные установил хочу разобраться...
- Здравствуйте, я - Федор Бондарчук. Сегодня я буду Вашим гидом... - планшет "заговорил" знакомым голосом.
- Олег, не верь ему! Обещание - игрушка, а дураку - радость! Ни фига он не Бондарчук, он - хренов Сусанин! Прошлый раз в "дебри" завел и затих!
- Сейчас другого включу!
- Здравствуйте, я Ольга!
- Ну, эта мадам еще ничего. Хотя в прошлый раз на М4 тоже с панталыку сбила. Правда, там и я перепутал выезд. Слушай, ты ведь помнишь дорогу?
- Да.
- Так и я помню. Зачем она нужна со своими предложениями? Еще собьет с привычного маршрута...
- Я хочу посмотреть на лес. Определить, где мы были, а где - нет и, самое главное, где Коля подосиновики нашел!
- Опа! С этого момента - поподробнее! Я думал, они позже вылезут, а тут - поди-ж ты!
- Вот, он только что написал, что заехал в осинник и нашел вполне "кондиционные" экземпляры! - после этих слов моя правая нога как-то сама собой прибавила "газку" - О, так он еще и белых нашел!
- Олег!!! Жить хочешь? Не дразнись! Мне очень сложно уговорить себя не гнать машину на "запретных" скоростях! Белые... О Боже, надо было еще в среду бросать работу! Правда...
- Правда у нас были очень важные хлопоты! - Света закончила фразу вместо меня.
Да, действительно, других шансов выбраться в поездку у нас с ней не было.  Дорога требовала моего внимания, жена занималась двумя мелкими собачками, которых мы взяли с собой, а Олег склонился над планшетом.
 


Наша беседа естественным образом затихла. Мне было интересно исподволь наблюдать за Олегом. До этого мне не доводилось видеть его за работой. Незаметно бросая короткие взгляды, я наблюдал, как предельно внимательно он изучал новый для себя объект. Видно было, что он последовательно рассмотрел каждую программу. Методично изучил меню. Пару раз заглянул в интернет. Что ни говори, а его увлечение грибами, связанное с риском натолкнуться на смертельно ядовитую поганку, или перепутать очень похожие, но все же разные виды, оказало на него огромное влияние. Наверное лучше всего к описанию его подхода подойдёт слово "фундаментальность". Глядя, как мимо меня пронесся очередной Ниссан "Альмера", я вдруг вспомнил таксиста, который лет пять назад увлеченно рассказывал мне о том, как они распознавали грибы. Дескать, ядовитые - только те, что на земле растут, а те, что на дереве - съедобны. Степень "съедобности", то бишь безопасности, измерялась метрами от поверхности почвы. Чем ближе к Богу - тем безопаснее. Забавно, какими беспечными могут быть люди! Как сильно это контрастирует с настоящим увлечением грибами! Мысль продолжила движение, перед мысленным взором возникло воспоминание, как в прошлом году я чуть не перепутал зеленушек и бледную поганку, только тщательная проверка признаков меня спасла!
 - Ты смотришь за дорогой?  - голос жены вернул мое внимание к процессу вождения, которое начало, было, притупляться.
- Слава, давай где-нибудь заедем в магазин и купим полторашку водички?
- Хорошо, в Старой Станице будет большой "Магнит", там и возьмём!

   Да, путь из Таганрога до хутора Филипенкова неблизкий. Но и он имеет свой конец. Как обычно, когда по краям дороги за хутором стали появляться молоденькие сосны, моя душа грибника стала трепыхаться от возбуждения. Мы знали, куда едем и до цели  осталось совсем немного. Вот и нужный указатель, поворот и песок под колесами. Пара минут езды - и мы на месте слета.
   Все как всегда. Высокие корабельные сосны, брёвнышко, брошенное здесь с "незапамятных времён", восхитительный запах свежей хвои. Я ещё двигатель не заглушил, а Олег уже радостно крикнул: "Вот они!". Как будто оковы спали.
- Ну слава Богу, есть они! Проехать семьсот километров и остаться "сухими" было бы очень тяжело! Я всех "сорвал" от дел - не смог бы оправдаться! А тут и правда их полно!
Все же, как он переживает по этому поводу каждый раз! Пожалуй, даже больше чем остальные. Стоит ли? Ведь жизнь всегда сопряжена с каким-то риском, чем-то приходиться жертвовать... Чтобы не ходить друг за дружкой условились встретиться через пару часов. Пока я закрывал машину, Олег "растворился" в лесу.

- Ой, они тут везде! - счастью жены не было предела - и вот, и вот!  Тут действительно можно всю машину ими забить!
За много лет наших совместных поездок всего пару-тройку раз удавалось попасть на настоящее грибное изобилие. То, что для жителей центральной России и Севера является обычным делом: "...Приехали на час, набрали несколько мешков грибов и на целый год хватит!", для нас - радужные мечты. Всю дорогу ее мучили укоры совести о брошенных домашних хлопотах, о большом расходе бензина, о потраченном времени. А тут вдруг такое чудо!
- Будь осторожна, тут бледная поганка водится!
- Как давно я мечтала о таком! Горы грибов и никаких конкурентов! Только... - она в очередной раз отбросила сморщенную шляпку в сторону - Только... Они все сухие и червивые!
Эмоциональное падение было столь же стремительным, как и первоначальный взлет. Так всегда бывает - после радужного первого впечатления наступает прозрение.
- Не спеши выбрасывать! Во-первых, они высохли, не успев состариться, поэтому, даже если грибная мушка их поела, то незначительно. Во-вторых, помнишь наш поход с Галиной Борисовной? Как мы хотели выбросить сухую, почти "мумифицированную" семью зимнего опенка, а когда дома замочили их в воде на пять минут, они оказались в идеальном состоянии?
- То - опята, а это - маслята! Одно совсем не похоже на другое! - обида "на судьбу" за столь стремительное крушение мечты, которая была уже почти в руках, никак ее не отпускала - я не буду ими заниматься!
- Хорошо, я сам все переберу, только собери мне сухих, сколько сможешь!
Чтобы не спорить со мной, она как обычно рванула вперёд, а я остался наедине с лесом.

  Сухой хвойный опад потрескивал под ногами. Просторный лес весь пронизан солнечными лучами. Тихо. От жары смола, выступившая на стволах сосен, начала понемногу плавиться, источая дивный хвойный аромат. Вдыхать такой воздух несказанно приятно! Я неспешно побрел между стройными рядами стволов. Маслят было много. Конечно, большинство из них было "с мясом". Но удивительно, что грибная мушка, изначально проевшая ножку, не распространялась в стороны, а, двигаясь вдоль волокон вверх по прямой, так и выходила из шляпки. Все, что нужно было сделать - отрезать ножку и  удалить небольшую центральную часть шляпки. Поскольку маслята были сухими, это не составляло никакого труда.
 Не торопясь бродить по светлому лесу, наслаждаться его ароматами, отыскивать грибы... А вот, кстати, семейка белых грибов. Три штуки источены мушкой "в хлам", а два - в отличном состоянии!  А вот и бледная поганка! Маскируется под шампиньон. Вольва на тонкой ножке, кольцо-фартучек под шляпкой и характерный окрас все равно выдают ее.  Удивительная вещь, два экземпляра пантерного мухомора, несмотря на жару, в превосходном состоянии. Провокаторы!
 
    Моя корзина заполнялась быстро. Зная эмоциональность Светы, я ждал, что вот-вот ее терпение лопнет, отсутствие "идеальных" маслят и огромное количество гнилых и червивых грибов выведут ее из себя. Поэтому я решил, что особо тщательно выбирать грибы не буду, а переберу из возле машины.
      Так и произошло. Расстроенная Света по телефону начала настойчиво звать меня.
- Поехали в наше место! Там будут нормальные грибы!
- Это нормальные грибы. После короткого замачивания в тазу они мало чем будут отличаться от обычных.
- Нет, это не нормальные грибы! Поехали! Зови Олега!
- Свет, ну посмотри вокруг. Здесь тень и прохлада, а там, в редколесье, будет жара и иссушающий ветерок.
- У меня душа разрывается от такого количества испорченных маслят! Почему мы не поехали сюда три дня назад?!
- Мы уже обсуждали это!
- Раз ты такой, раз не хочешь ехать, давай кушать!
Мне, честно говоря, не очень хотелось, но предложение было хорошим.  Я достал пакет с едой и она занялась продуктами, а я начал сортировать наши грибы. Да, "отход" был значительным, но ведро подсущенных грибов таки набралось. Помимо масленка зернистого здесь был и белый гриб, и немного красной сыроежки.

   Пока я активно работал ножом, появился Олег. Мы немного посовещались и решили "мотануть" на разведку новых грибных мест. Я снова выехал на "большак", чтобы отправиться к водокачке и от туда въехать в лес. Цель - отыскать осинники. Набранные нами корзины были веским аргументом, успокаивающим душу заядлых грибников, так что в случае неудачи вряд ли кто расстроится.

   Ехать пришлось далеко. Чем дальше от начала леса, тем более дикой становилась дорога. Мелкая укатанная щебенка сменилась крупными камнями. Ямы стали обширнее и глубже. Затем появились грубо уложенные плиты. На их выступающих краях трясло так сильно, что испугавшись за нашу ходовую, я съехал на песчаную колею и чуть не застрял в ней. В конце пути нас ждала глубокая колея, засыпанная мелким сухим песком. Вот замечательная перспектива - с автоматической коробкой передач увязнуть у черта на куличках там, где эвакуатор, даже если доедет, то увязнет рядом.

   Пришлось возвращаться назад, Но теперь мы свернули на относительно укатанную дорогу, ведущую в нужном направлении. Видно было, что здесь "тусят" в основном внедорожники. Из-за этого наша "Калина" часто цепляла грунт защитой и днищем. Из-за "сыпухи" мне нельзя было ни останавливаться, ни тормозить, ни разгоняться. Густые акациевые посадки по обе стороны дороги вывели на залитый зноем песчаный луг. Затем стали появляться островки смешанного леса, которые становились все обширнее и обширнее.

  Дорога привела нас на хуторок "Вязовка". Странное название для хутора, окруженного со всех сторон мощными осиновыми посадками. С трудом отыскав среди песка место для парковки, мы отправились на поиски подосиновиков. Наличие берез вселяло дополнительную надежду на грибы.  Странно, но несмотря на более плотную, чем в соснах, тень здесь было значительно жарче. По мере отдаления от дороги лес становился все более байрачным. Мощный густой подлесок с паутиной оказался непроходимым. На земле - толстая подстилка из листьев и мелких веточек. Сухая, как порох!
  Здесь можно было легко определить, где ходят люди, поскольку особого выбора лес не предоставлял никому. Правы те, кто говорят, что грибы жмутся к людям. Там, где можно было пройти, оказалось много мумий зонтика большого. Нам посчастливилось даже отыскать несколько молодых экземпляров в отличном состоянии. Здесь же оказались огромные "перестарки" шампиньонов, вид которых уже невозможно точно определить, и изъеденный живностью подосиновик. Дальнейшие хождения по байрачным окрестностям показали нам, что по осени после дождей тут можно будет много чего интересного отыскать.
    Усталые и довольные мы вернулись к машине. Взглянув на часы, мы поняли, что времени уже очень много, пора торопиться домой! Я, было вскочил за руль, как казак в седло любимого коня, но Олег и Света взмолились о перекусе.
- Вот, попробуйте соленые сыроежки, которую мы с Данегорками собрали в прошлый раз! - Олег всегда привозит с собой какой-нибудь сюрприз.
- Сыроежки? Они же невкусные и горчат!
- Все просто! Я их вымочил и чуть-чуть отварил!
   Не попробовать  стряпни Олега - непростительное преступление! Маленькие кусочки быстро оказались у меня во рту. Приятный вкус солененьких грибков дополнялся легким оттенком чеснока и зеленого лука. Что ни говори, Олег - мастер! Жаль, что практически никому не удается избавиться от мелкого песочка, застревающего в пластинках. Впрочем, это не сильно повлияло на удовольствие, которое я получал от этого кулинарного произведения.
 
    Все когда-то заканчивается. Мы покинули лес. Впереди - длинная дорога домой через пробки на магистрали Москва-Ростов. Надышавшись лесными запахами, получив заряд солнечной энергии и гигантскую порцию чистейшего кислорода, утомившись от всех приключений, мы получили огромное удовольствие. В окружении близких мне людей я почувствовал себя по-настоящему счастливым. Много позже, когда оправдались мои слова о засохших грибах и в кладовку отправилась вереница баночек с маринованными маслятами (весьма неплохого вкуса!), я смог расслабиться на любимом диванчике. Впечатления от поездки так и рвались наружу! Взяв в руки телефон, я решил прервать "творческий отпуск", зашел на свой сайт и нажал кнопку "создать сообщение". Как же назвать это? Что-нибудь про лес, про близких людей, про огромный мир, о котором мы почти забыли и маленькие чудеса, в которые мы продолжаем верить, не смотря ни на что...
      

Вячеслав Дорошенко для блога "Бабье лето" и сайта "Грибы средней полосы".

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Подарок на девяностолетие

Когда Земля была плоской

Мы, грибы и Матрица